Известно, что плохие условия могут сыграть отрицательную роль в жизни ребенка и сделать его слабым, болезненным, даже если он родился здоровым. И наоборот, ребенок, по тем или иным причинам слабый от рождения, при благоприятных условиях может стать здоровым и крепким.
Закаливание – это система мероприятий, повышающих устойчивость организма по отношению к различным влияниям внешней среды, и прежде всего к ее температурным изменениям. Сущность закаливания состоит в том, что раздражение рецепторов кожных покровов вызывает кратковременное рефлекторное сужение сосудов кожи с последующим их расширением, изменение сердечной деятельности: учащение пульса, некоторое повышение давления, изменение частоты и глубины дыхания. В результате всех изменений улучшается уровень обмена веществ, реактивность и сопротивляемость всего организма.
Положительный эффект закаливающих мероприятий может быть достигнут только при соблюдении трех основных правил:
1. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
2. Постепенное увеличение силы раздражающего воздействия.
3. Систематическое использование процедур во все времена года.
Все закаливающие мероприятия должны проводиться на фоне положительной эмоциональной настроенности ребенка. Дети с преобладанием процессов возбуждения нуждаются в успокаивающих оздоровительных процедурах, тогда как дети с преобладанием процессов торможения нуждаются в бодрящих, возбуждающих процедурах, что способствует уравновешиванию обоих нервных процессов. Постоянное увеличение силы раздражающего воздействия особенно важно для ребенка раннего возраста и ослабленных. Скорость перехода от менее сильных воздействий к более сильным определяется состоянием каждого ребенка, его непосредственной реакцией на раздражения. В каждом отдельном случае надо выбирать среднее между чрезмерно сильным и чрезмерно слабым воздействием.
Например, очередное снижение температуры воды при водных процедурах должно вызывать кратковременное учащение пульса. Если этого эффекта нет, значит температура воды снизили недостаточно. Если, кроме учащения пульса, появились признаки охлаждения (дрожание, «гусиная кожа»), значит, что температуру воды снизили резко или преждевременно.
Подчиняясь правилу систематического повторения закаливающих процедур, их нельзя отменять даже в случаях заболевания детей (насморк, ОРЗ), конечно, если эти заболевания не сопровождаются значительным ухудшением общего состояния детей. При этом во время года не отменяют вообще закаливающие процедуры, но если нет условий для проведения общих процедур, их заменяют местными, например, общие обливания, проводимые летом, зимой можно заменить обливанием ног.
Вообще есть несколько видов закаливания: воздухом, солнцем, водой, а также можно просто обтирать детей водой. Но об этом в следующий раз, сейчас напишу о водном закаливании. Водные процедуры – доступное и в то же время мощное средство закаливания.
Опыты показали, что уже в течение первой минуты после погружения ног в холодную воду начинается снижение температуры слизистой оболочки носа. Если же человек систематически обмывал ноги прохладной водой, его организм приспособился к подобным температурным воздействиям. Слизистая оболочка дыхательных путей в этом случае меньше реагирует на резкую смену температуры, и вероятность заболеть значительно снижается. Закаленный ребенок легче переносит внезапную смену тепла и холода. Под влиянием водных процедур человек сначала испытывает холод, кровеносные сосуды кожи суживаются, кровь отливает к внутренним органам, однако уже через пол минуты – минуту сосуды расширяются, кровь приливает к коже и возникает ощущение тепла – кожа розовеет и становится теплой. Кратковременные водные процедуры хорошо влияют на ребенка, его мышечную, сосудистую и нервную системы, а также на обмен веществ и настроение: исчезает вялость, улучшается аппетит и сон.
Академик Г.Н. Сперанский не рекомендовал даже грудных детей купать в очень теплой воде, так как это изнеживает детский организм.
Температура воды в ванне для детей первого полугодия жизни должна равняться температуре тела: 36-37 градусов, для детей второго полугодия – 36 градусов.
После ванны полезно облить ребенка 2-3 литрами воды с температурой на 1-2 градуса ниже той, что была в ванне. Со временем ее снижают еще на 2-3 градуса.
С конца первого года жизни ежедневно утром и вечером лицо, шею и руки (до локтя) ребенка умывают прохладной водой не ниже 18 градусов. С полтора лет ребенка умывают до пояса теплой водой (36 градусов), а затем ее температуру постепенно ( с промежутками в 3-4 дня) понижают до комнатной.
Обливание стоп (местное обливание) можно начинать с двухлетнего возраста, сначала теплой водой 36 градусов, а затем, постепенно снижая ее температуру через каждые 2-3 дня на 1-2 градуса, доводят до 18-20 градусов. После обливания следует растирание сухим полотенцем.
Для закаливания детей с полутора-двухлетнего возраста эффективно контрастное обливание ног (попеременное обливание то теплой, то прохладной водой). При проведении этой процедуры дети распределяются на 2 группы: здоровые дети – первая группа, вторая – часто болеющие, незакаленные дети. Методика контрастного обливания для здоровых детей (первая группа) – обливаем попеременно стопы голени и две трети голени водой контрастных температур. Начинаем всегда с теплой воды – температура 38 градусов (время воздействия 6-8 секунд), а затем обливаем прохладной водой с температурой 18 градусов (время воздействия 3-4 секунды). Количество повторений: 38, 18, 38 и 18 градусов (заканчиваем прохладной водой).
Для детей второй группы начинаем также с обливания теплой воды – температура 38 градусов. Температура прохладной воды для этих детей 28 градусов. Количество повторений: вода с температурой 38, 28 и 38 градусов (заканчиваем теплой водой). Время воздействия воды такое же, как и в первой группе. После контрастного обливания энергично растираем ноги ребенка полотенцем до легкого покраснения. Как показывает практика, этот метод достаточно эффективный. Если ребенок из второй группы здоровья не болеет при проведении контрастного обливания 1.5 – 2 месяца, то методику контрастного обливания изменяют и проводят так же, как для первой группы. Надеюсь, данная статья поможет вам для развития здоровья ваших детей. Берегите их!
|